Услуги внутреннего аудита


Услуги внутреннего аудита от villton-group.ru

Услуги внутреннего аудита

Совершенствование деятельности организации заказчика и помощь в достижении поставленных целей.

The Institute of Internal Auditors, являющийся крупнейшей в мире профессиональной ассоциацией внутренних аудиторов, даёт следующее определение внутреннего аудита.

внутренний аудит от villton-group.ru

Внутренний аудит — это деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности организации. Внутренний аудит помогает организации достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, процессов контроля и корпоративного управления.


Нами проводится аудит по следующим направлениям:

  1. повышение эффективности и результативности деятельности (аудит бизнес-процессов организации или операционный аудит);

  2. обеспечение сохранности активов (аудит процесса проведения инвентаризаций, организация и проведения ревизий);

  3. соблюдение требований законодательства и внутренних регламентирующих документов (комплаенс);

  4. обеспечение достоверности всех видов отчетности (бухгалтерской (РСБУ), финансовой (МСФО), управленческой, налоговой — финансовый аудит).


Что включает в себя понятие «внутренний аудит»?

Прежде всего у внутреннего аудита есть две составляющие, с одной стороны внутренний аудит это функция, которая должна быть выстроена внутри компании как функция обеспечивающая независимую точку зрения на состояние процесса управления рисками, внутреннего контроля и бизнес процессов. Функция имеет свои правила построения, это направление деятельности строится не как управленческая функция, а как определенный порядок тех шагов которые нужно делать в рамках внутреннего аудита.

Какие компании нуждаются в службе внутреннего аудита?

Во внутреннем аудите нуждаются те компании, которые ставят перед собой цели по росту и развитию, а также компании имеющие более менее четкое представление той стратегии, которую собираются внедрять в своем бизнесе. Это не обязательно те компании, которые планирую публичное размещение акций, хотя конечно публичное размещение акций является очень важным мотивом для построения функции внутреннего аудита, поскольку внутренний аудит в данном случаи является признаком правильно выстроенной системы корпоративного управления, но это и посыл со стороны собственника, для того чтобы получить независимую оценку тех областей, которые являются важными с точки зрения управления теми рисками, которые есть внутри компании, и на рынке для этой компании.

Внедрение системы внутреннего аудита на предприятии — основные этапы постановки

Первоначально должно быть принято решение о том, что такая функция в компании нужна. Это решение как правило принимается на совете директоров, если он существует, либо на уровне собственников. Затем соответственно нужно найти того человека, который бы эту функцию возглавил, который бы обладал профессиональными характеристиками и который бы мог выстроить эту функцию как управленец. Далее предстоит набрать определенный коллектив, утвердить тот план, который должен быть правильно выстроен, в том числе определить как методологически функция должна работать и как должны проводиться такие проекты, построить внутреннюю коммуникацию с ТОП менеджментом компании и собственниками.

Есть несколько сценариев — один возможный сценарий, когда функции не существовало и она создается заново, то есть когда принимает решение собственник или совет директоров, что такая функция должна быть создана и процесс достаточно понятен, т.е. ищется ключевая персоналия, как было сказано выше, человек который отвечает, и который начинает выстраивать эту функцию. В рамках тех целей и задач, которые стоят перед этой функцией, он ищет тех людей которые должны выполнять те цели и задачи, которые перед этой функцией ставятся, он определяет тех людей которые будут заниматься методологией внутри этой функции, он определяет с кем нужно общаться в процессы выстраивания этой функции.

Второй сценарий, когда существует функция, которая не называется внутренним аудитом, она может называться функцией ревизоров, она может называться функцией внутреннего контроля, т.е. когда функция уже существует, но называется по другому. Тогда происходит следующее — кого то по всей видимости нужно привлекать для оценки того насколько функция которая сейчас существует соответствует тем требованиям, которые предъявляются к внутреннему аудиту, что бы определить те области которые надо перестраивать. После этого определяется кто должен этим заниматься, как правило шаги которые описаны здесь близки к шагам которые есть, но при этом человек который приходит перестраивать эту функцию должен оценить тот круг задач который был и либо его расширить либо его изменить. Плюс к этому он должен посмотреть на тех людей которые работали в этой функции и определить на сколько те профессиональные качества которые у них есть и тот опыт который наработан применим в том что мы называем внутренним аудитом. Потому что как правило опыт этих людей достаточно бесценен, потому что они понимают , те риски которые есть внутри бизнеса, и понимают сам бизнес, к тому же у них уже выстроены определенные отношения. В этом варианте есть сложности: как правило, и это естественно, у ревизоров существует негативный фон и к ним особое восприятие внутри компании. Потому что ревизоры приходят для того, чтобы кого то сосчитать, что бы посмотреть что происходит не так — все это имеет последствия, вплоть до достаточно строгих дисциплинарных мер воздействия.

Внутренний аудит не ставит перед собой целью кого то сосчитать, косвенно какой то из этих результатов конечно может быть, но в основном из за людей которые выполняют свои функции недобросовестно или являются мошенниками или же злонамеренно что то делают во вред — естественно внутренний аудит это все покажет. Внутренний аудит все таки рассматривает и хочет понять насколько те проблемы которые есть контролируются менеджментом, насколько менеджмент понимает то что он делает, насколько те цели которые поставил менеджмент перед собой на самом деле реализуемы — и внутренний аудит в этом смысле дает взгляд со стороны, плюс к этому он должен создать позитивный фон, но при условии если менеджмент вменяемый. Опять же, если менеджмент вменяемый, то он заинтересован в том, что бы у него работа с внутренним аудитом строилась конструктивно, так как он заинтересован в том, что бы те цели которые перед ним поставлены были достигнуты, потому что у менеджмента мотивация построена на достижение этих целей. В этом смысле внутренний аудит помогает менеджменту достичь поставленных целей и тем самым приносит определенную добавочную стоимость самому менеджменту. Сегодня к сожалению во многих компаниях отношение к внутреннему аудиту как правило находится в стадии осознания, особенно если до этого была ревизорская функция.

Какова история развития внутреннего аудита в России?


Источник: интервью с Ольгой Высоцкой, партнером отдела бизнес-консультирования московского офиса KPMG.