Списание просроченной дебиторской задолженности


Списание просроченной дебиторской задолженности является не приятным событием в жизни любого юридического лица или индивидуального предпринимателя: во-первых из-за того, что бизнес получает убыток не только от списания себестоимости, которая учтена в составе проблемной дебиторской задолженности, но и от суммы прибыли заложенной при реализации товаров (работ или услуг). Стоит обратить ваше внимание, что такое событие может иметь дополнительные негативные последствия, о которых будет подробнее сказано чуть позднее.

Пример для тех кто занимается торговлей: ООО «СплитОпт» в 2015 году для перепродажи купило сплит систему за 10000 руб., на которую была сделана торговая наценка 30% и затем в этом же году продана ООО «Пегас» с отсрочкой платежа за 13000 руб. ООО «Пегас» не оплатило задолженность, и в 2016 году ликвидировалось. ООО «СплитОпт» от этой операции в 2015 году получило прибыль в размере 3000 руб., заплатило с этой прибыли еще и налог на прибыль. В 2016 году осуществляя торговлю ООО «СплитОпт» получило прибыль в размере 53000 руб. и в этом же году в силу закона списывает проблемную дебиторскую задолженность на убытки в составе внереализационных расходов уменьшая полученную за 2016 год прибыль на 13000 руб. В описанном выше примере есть момент некой справедливости: ООО «СплитОпт» получило убыток от списания дебиторской задолженности, но при этом смогло компенсировать полученные потери уменьшив полученную прибыль за 2016 год и тем самым сократив налог на прибыль. Но тут и возникают, те самые дополнительные негативные последствия — налоговая инспекция скорее всего будет оспаривать принятые к учету в составе внереализационных расходов суммы безнадежных долгов (в нашем примере это сумма 13000 руб.) и будет доначислять налог на прибыль. Зная об этом вам стоит предпринять ряд мер, которые позволят нейтрализовать возможные негативные последствия. О каких мерах идет речь, читайте далее — забегая немного вперед могу сказать что речь будет идти об организационных мерах не требующих дополнительных финансовых затрат с вашей стороны.

Списание просроченной дебиторской задолженности является довольно распространенной хозяйственной операцией в российском бухгалтерском учете. Стоит еще раз обратить ваше внимание и отметить еще раз следующий положительный момент: юридическое лицо имеет право принять к учету в составе внереализационных расходов суммы безнадежных долгов полученных при осуществлении финансово хозяйственной деятельности, такими долгами к примеру могут быть долги ликвидированного контрагента (подпункт 2 п. 2 ст. 265 НК РФ).

Официальное мнение Минфина на списание просроченной дебиторской задолженности

Министерство финансов России в документе от 25.03.2016 № 03-03-06/1/16721 дало разъяснения, в какой ситуации возможно учесть в составе внереализационных расходов суммы безнадежных долгов.

Согласно предоставленного разъяснения, авторы письма считают, что после внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи об исключении из реестра юридического лица являющегося дебитором, кредитор имеет право рассматривать имеющуюся у него дебиторскую задолженность как безнадежную для взыскания. Одновременно задолженность можно включить в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли.

Стоит особо подчеркнуть, если кредитором факт ликвидации должника был установлен с опозданием (например: в ходе процедур внутреннего контроля кредитор установил в 2016 году, что контрагент ликвидирован в 2015 году и кредитором уже подана налоговая декларация по налогу на прибыль, то это может быть признано ошибкой, которая исправляется в соответствии с п. 1 ст. 54 НК РФ). Кредитору будет необходимо осуществить перерасчет ранее исчисленной налоговой базы и суммы налога, для того налогового периода в котором допущена ошибка (в нашем примере это 2015 год), а также подать уточненную декларацию по налогу на прибыль (в нашем примере за 2015 год).

Для обоснования включения в состав внереализационных расходов сумм безнадежных долгов подлежащих списанию кредитору необходимо иметь документ подтверждающий факт ликвидации организации должника, таким документом является выписка из ЕГРЮЛ. Указанный документ организации кредитору необходимо получить в соответствии с правилами, установленными ст. 6 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Как относится к списанию просроченной дебиторской задолженности налоговая служба

Как показывает практика налоговые органы к таким видам расходов относятся с большим подозрением и высока вероятность того, что они будут ставить под сомнение обоснованность включения списанных сумм безнадежной дебиторской задолженности в состав расходов и уменьшение налогооблагаемой базы. Свою правоту вам придется отстаивать в суде, и чтобы вероятность положительного исхода судебного разбирательства была выше, вам придется предоставить суду доказательства того, что учтенная в составе затрат проблемная дебиторская задолженность действительно стала результатом хозяйственной деятельности, т.е. не искусственно созданной с целью минимизации налога на прибыль. Хорошо если у кредитора, организован бизнес процесс работы с просроченной и проблемной дебиторской задолженностью — правильно организованный бизнес процесс решает две основные задачи:

  • первая задача — полнота предпринятых мер для взыскания просроченной дебиторской задолженности;

  • вторая задача — своевременность предпринятых мер.

Службы и отделы решающие эти две задачи должны регистрировать и вести учет всех документов появляющихся в результате выполняемых действий. Если у кредитора правильно организован бизнес процесс, то у него не возникнет затруднений со сбором доказательств необходимых для представления в суд, если бизнес процесс организован не правильно, то возникнут проблемы со сбором доказательств и не исключено, что у кредитора могут возникнуть дополнительные расходы и время для решения проблемы, а может быть вообще не удастся собрать нужные документы или собрать их в недостаточном объеме. В итоге вся проведенная вами работа и судебные издержки, в том числе командировочные расходы на юриста окажутся бесполезными. Вот такие могут быть печальные последствия по причине того, что у кредитора не эффективно осуществляется бизнес процесс «Работа с просроченной и безнадежной дебиторской задолженностью». И даже если вы уволите ответственного (или владельца этого бизнес процесса) за выполнение этого функционала, не ждите что новый сотрудник или сотрудники будут теперь делать все правильно. Описанный выше пессимистичный сценарий развития событий напрямую связан с отсутствием внутреннего контроля за выполнением этой функции: такой контроль должен выполняться систематически либо внутренним аудитором, либо иной службой или отделом, но обязательно с контролем со стороны руководителя организации. Есть мнение, что такой контроль должен осуществляться ревизионной комиссией общества, возможно и так, но основной задачей ревизионной комиссии, является оценка действий исполнительного органа, в части полноты и своевременности предпринятых мер для взыскания просроченной или проблемной задолженности, так как сказать ретроспективный анализ. С результатами такой оценки работают участники общества, и они на основе заключения ревизионной комиссии принимают решение в отношении полученного убытка от списания безнадежной для взыскания дебиторской задолженности. Решения может быть два:

  • первое решение: полнота и своевременность предпринятых мер не вызывает сомнения и полученный убыток можно отнести к коммерческим рискам без последствий для исполнительного органа общества и менеджмента;

  • второе решение: полнота и своевременность предпринятых мер не выполнена в полном объеме, часть ответственности за полученный убыток лежит на исполнительном органе общества и менеджменте, необходимы организационные выводы, кадровые решения и финансовые претензии.

Как видите ревизионная комиссия общества является инструментом для оценки эффективности действий исполнительного органа и менеджмента, и она не участвует в текущей деятельности организации, так как это делает менеджмент организации, да и это в принципе не возможно, так как количество ревизионной комиссии всегда ограничено. Безусловно исполнительный орган может обратиться к участникам общества или к ревизионной комиссии с просьбой провести ревизию того, как осуществляется работа по взысканию просроченной дебиторской задолженности с целью получения альтернативной точки зрения на эти процессы. Но исполнительному органу придется самостоятельно строить контур управления и определять состав бизнес процессов и их взаимосвязи между службами и отделами для постановки эффективной работы по взысканию просроченной дебиторской задолженности, которая сократит или полностью исключит потери от списания проблемной дебиторской задолженности на убытки организации, и даст все необходимую информацию без каких либо дополнительных затрат для отстаивания своих интересов в суде в споре с налоговой инспекцией.

Рекомендации менеджменту

Вам необходимо провести внутренний аудит бизнес процесса «Работа с просроченной дебиторской заложенностью», такой аудит можно провести с привлечением стороннего внутреннего аудитора или организации оказывающей услуги внутреннего аудита или же провести внутренний аудит своими силами (как провести внутренний аудит своими силами мы можем вам рассказать, в общем если есть потребность в такой информации пишите в комментарии к статье мы разместим для вас такую информацию). Результатом проведенного вами аудита станет понимание текущего состояние того, как ведется работа по этой функции. Далее работая с выявленными недостатками вы постепенно определяете желаемое состояние и план мероприятий в котором не забудьте установить конкретные сроки и ответственных лиц.

Документы подтверждающие факт того, как сформировалась дебиторская задолженность относятся к важным, так как их потеря лишает вас возможности доказать обоснованность включения проблемной задолженности в состав внереализационных расходов. Стоит особо подчеркнуть, что такие документы необходимо хранить в течение пяти лет с того момента как задолженность была списана (см. Постановление от 02.07.2008 N А05-6193/2007), так что вам необходимо серьезно подойти к организации надлежащего учета таких документов.

Документы подтверждающие факт того, как сформировалась дебиторская задолженность относятся к важным, так как их потеря лишает вас возможности доказать обоснованность включения проблемной задолженности в состав внереализационных расходов. Стоит особо подчеркнуть, что такие документы необходимо хранить в течение пяти лет с того момента как задолженность была списана (см. Постановление от 02.07.2008 N А05-6193/2007), так что вам необходимо серьезно подойти к организации надлежащего учета таких документов.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *